В середине прошлого века советский учёный Александр Романович Лурия определил новое научное направление – нейропсихологию, которое с тех пор получило признание во всём мире. Эта наука изучает функции структур головного мозга, отвечающих за высшие психические функции, и помогает скорректировать работу мозга и улучшить способность к обучению.
нейропсихология не только помогает детям с языковыми и поведенческими проблемами. Оно помогает школьникам и студентам учиться легче и эффективнее, взрослым поддерживать свои познавательные способности на должном уровне, а людям пожилого возраста оставаться продуктивными как можно дольше. Клинический психолог, нейропсихолог и телесно-ориентированный психотерапевт Маргарита Алексеева рассказала aif.ru, как работает нейропсихология и чем она полезна.
Неужели дети поглупели?
«К высшим психическим функциям человека (ВПФ) относятся внимание, восприятие, воображение, память, гнозис (т е узнавание объекта и понимание его назначения) и практика (т е управление всеми физическими действиями), планирование), мышление, речь, это считается психическими функциями королевы», — говорит эксперт. «Созревание и развитие всех этих функций начинается в раннем детстве и продолжается во время школьного обучения».
В последнее время врачи сталкиваются с тем, что нарушений ХПФ у детей становится все больше, и соответственно увеличивается количество проблем с изучением языка и школьной программы. По мнению Алексеевой, это можно объяснить несколькими обстоятельствами. С одной стороны, за счет повышения качества диагностики и увеличения выявления подобных трудностей. С другой стороны, образовательные программы с каждым днем становятся все больше и сложнее. Еще и потому, что у современных детей гораздо меньше физической активности и их окружает больше информационного шума (ТВ, Интернет, социальные сети).
Надо разблокировать
Лурия разделил мозг на три функциональных блока. Если один или несколько из них нарушены, ребенок не сможет следить за уроком и не сможет «слышать» инструкции учителя. Причем происходит это не из-за лени, как считают учителя и родители, а именно из-за недостаточного развития психических процессов. В результате снижается успеваемость, дети теряют интерес и мотивацию к учебе.
Вот три эти блока:
1. «Батарея». От этого зависит энергетическая емкость органа. Достаточно ли силен ребенок, чтобы выдержать полный учебный день и сможет ли он одинаково продуктивно работать на протяжении всей учебной недели, зависит от состояния и здоровья матери во время беременности и возраста ребенка до 2–3 лет.Многое зависит от вашего здоровья.
Если у вашего ребенка проблемы с этим блоком, может произойти следующее:
– вялость,
– Недомогание,
– частые заболевания и аллергии,
– капризность, эмоциональная неуравновешенность,
– Проблемы с мышечным тонусом (повышенный или пониженный).
2. Получение, обработка и хранение информации. Информация от всех сенсорных систем (органов чувств) поступает в этот блок и объединяется в единое изображение.
От 2 до 7 лет после формирования (наиболее активный период).
Проблемы с развитием второго блока мозга могут включать в себя:
— Сенсомоторные расстройства, например, нарушение координации движений рук и глаз. В результате рукописные буквы кажутся кривыми или прерывистыми. Например, становится невозможно поймать или отбить мяч, перепрыгнуть лужи;
– Проблемы, связанные с формированием пространственных представлений. В результате дети с большей вероятностью будут «нарушать порядок», например, писать через черту или делать ошибки, что может привести к травме.
3. Управление, программирование и переключение. Начинается в детстве, до школьного возраста, но максимально проявляется после 7 лет.
Этот блок отвечает за навыки:
– концентрация. В частности, сидите необходимое количество времени во время занятий и участвуйте в учебном процессе, не отвлекаясь;
– Произвольное переключение внимания. Например, закончив писать одно слово, переключитесь на другое слово или переходите от строки к строке;
– Решать логические задачи;.
– контролировать свои действия;
– Прояви силу воли.
Если работа этого блока будет прервана, студент не сможет делать все вышеперечисленное.
Что делать?
Двигаться! Да-да, вместо того, чтобы заставлять ребенка зубрить, не отрываясь от учебника или сто раз переписывать тетрадь, поощряйте его двигать телом. По мнению наших экспертов, физические упражнения – это первое и самое доступное средство обучения, начиная с раннего детства. Чем больше ваш малыш манипулирует предметами и игрушками вокруг себя (касается, поднимает, бросает, ударяет, гремит), тем больше информации собирает его мозг. С помощью различных движений и игр вы можете обеспечить необходимую стимуляцию своих сенсорных систем (особенно тактильной, вестибулярной и проприоцептивной.
Многие процессы также подходят для тренировки через движение.
Например, чтобы развить умение без запинки читать и писать, очень важно развивать чувство ритма. Это помогает:
– Хлопайте в ладоши или постукивайте ногами в разных ритмах;
– Подвижные игры, сочетающие действия и произношение слов;
– марш под песню;
– Игры с командами, игры с остановками, игры с четкой последовательностью ходов. Он помогает тренировать третий функциональный блок мозга и помогает детям научиться концентрироваться, не отвлекаясь во время уроков.
«Если у вашего ребенка школьного возраста возникают трудности с чтением, вниманием, памятью или речью, обязательно проконсультируйтесь с профессионалом (дефектологом, логопедом или нейропсихологом)», — рекомендуют эксперты. – Не оставляйте проблемы без внимания. Дети не могут «преодолеть» такие трудности».
Однако есть упражнения и игры, которые родители обязательно могут делать со своими детьми самостоятельно.
Физкультура для самых умных
Наши эксперты перечислили разные виды полезной развивающей деятельности:
– Крупная моторика. Регулярная активация всех основных групп мышц не только способствует здоровому росту и осанке, но и наполняет организм энергией и помогает той самой «батарейке» запасать силы. Сюда входят все обычные физические упражнения, такие как ходьба, прыжки, отжимания, вис, подтягивания и приседания;
– Мелкая моторика. Он включает в себя множество забавных движений пальцами и всей рукой. Чаще всего сопровождается потешками типа «Этот мизинец в лес пошёл, этот мизинчик щи сварил». Когда дети одновременно разговаривают и выполняют сложные движения, у них также развивается чувство ритма. У детей старшего возраста хорошо развивается мелкая моторика посредством конструирования и шитья;
– Зрительно-моторная координация. Для улучшения и автоматизации почерка полезно бросать и ловить мячи разного размера и веса. Например, легкий пенопластовый мяч поможет развить силу как верхнего, так и нижнего хвата;
— Моторное планирование (понимание своих действий на сенсорном уровне). То есть человек сначала представляет в воображении свои действия, а затем осуществляет их. Упражнение «Воздушное письмо» поможет вам развить эту способность. Ребенок пишет перед собой буквы в воздухе и произносит вслух то, что пишет. Это не так просто, как кажется. Еще одно упражнение – «Глупый взрослый». Ребенок вербализует бессмысленные движения, а взрослый пытается их выполнить. Именно здесь в игру вступают общение и эмоциональный интеллект;
– Примечание. Это явно пригодится на любом уроке и даже во взрослой жизни. Остановите игры с конфликтующими задачами. Например, по команде «Гав» его нужно запустить, а по команде «Мяу» — заморозить. Затем добавьте спорные команды, которых нет в условиях игры, например «заморозить», «стоп» и т д. Цель: Подчеркнуть функцию внимания на команду и соответствующее поведение. Или сыграйте в игру «Я знаю пять…», где пять раз ударите мячом по полу и назовите предметы или предметы в скрытых категориях (девушка, цветок, игрушка, пять названий планет солнечной системы). Важно выбирать категорию в соответствии с возрастом и интересами ребенка;
– Ощущение. Когда мозг получает множественные сигналы от тела, в нем формируются не только лобные доли, но и основные подкорковые структуры, отвечающие за качество и скорость нервных импульсов. Для этого потребуется некоторое оборудование. Особенно балансир (подушка с прыщами, на которой трудно стоять). Однако, если это сработает, вы можете добавить еще одно движение (например, ловлю мяча). «робот». Ребенок закрывает глаза (в знакомой комнате), а взрослый дает указание: Сделайте шаг вперед или назад, встаньте на одну ногу, поднимите руки или сядьте. Важно как можно больше двигаться и максимально варьироваться в разные стороны;
– Память. Замечательный опыт физических ощущений. Повторите серию движений (например, разучивание танцевальных шагов). Постепенно усложняйте движения и увеличивайте количество запоминаемых элементов. Вы можете повторить последовательность броска мяча. Первый шарик поднимается вверх, второй – влево, третий – вниз.
“Занятия спортом и физическая активность полезны в любом возрасте, потому что они нагружают не только тело, но и мозг и поддерживают необходимую ему нейропластичность, то есть замедляют старение и улучшают здоровье. Можно сохранять и получать удовольствие от жизни”, – подчеркивает Алексеева.
Оцените материал