Президент Владимир Путин поручил к 1 июля 2024 года разработать механизм защиты учителей от травли в социальных сетях. Это часть общих усилий, которые уже начали повышать престиж профессии учителя в обществе. Еще в декабре президент подписал закон о статусе учителей. В документе закреплено право учителей на уважение их человеческого достоинства и на защиту от всех форм физического и психологического насилия и личных оскорблений. Раньше такими правами обладали только студенты.
Боятся идти в класс
«Учителя признаются, что иногда они просто боятся идти на занятия», — сказала Яна Лантратова, первый заместитель председателя комитета по образованию Палаты представителей штата. “Они жалуются, что иногда уязвимы и совершенно незащищены от цифровых угроз со стороны учеников. Мы ограничиваем использование телефонов. Теперь давайте рассмотрим вопрос защиты детей от травли в социальных сетях. Это защищает учителей от агрессивного поведения и провокаций со стороны некоторых детей. Я могу».
“Учитель, наставник – это стержень общества. Он работает на эту страну такой, какой она будет существовать через 20-40 лет, и ее защита – стратегический вопрос”, – сказал кадетский класс, – говорит преподаватель и воспитатель Илья Ипатов. — На мой взгляд, учителя должны занимать положение, подобное госслужащим. Мы начали правильно. Мы убрали из закона словосочетание «образовательные услуги». Но, к сожалению, по инерции такое отношение будет сохраняться еще долгое время. Кстати, недавно я был на встрече под названием «Студентоцентризм в современной школе». Этот термин также используется в сфере услуг, которая стремится удовлетворить все потребности студентов».
Ипатов рассказал, как стал свидетелем скандала, в ходе которого студенты (вместе с родителями) допустили в Интернете нецензурные высказывания. Суд начался. Директор занял место учителя. Однако высшее руководство буквально заявило школе: «Если вы выиграете судебный процесс, вы можете продолжать жить своей обычной жизнью; если вы проиграете, вам следует уйти с работы.
«Позиция «клиент всегда прав» в школах опасна и пугает», — говорит он. «Если учителя станут силовиками, то все дело будет разрушено, — говорил Суворов, — армией управляют генералы и сержанты». Учитель в этом смысле подобен сержанту. У него есть свой «отдел» из 20-30 человек. Нам нужно сделать так, чтобы он мог спокойно работать и не бояться, что его кто-то дискредитирует. Что касается детей, то их нужно учить правилам поведения не только на улице, но и в Интернете. Такая культура еще не сформировалась. А без правил нет культуры и нет ответственности за то, что делается».
Повысят статус. А доход?
Конечно, для повышения статуса учителей необходимо и платить им соответствующую зарплату. Да, зарплата хорошая в столице и некоторых крупных городах, но средняя по стране — 45 000 рублей в месяц (данные Росстата за 2023 год). Но если посмотреть вакансии на сайте «Работа в России», то цифра будет еще меньше. Например, учителю математики Димитровградской средней школы Ульяновской области предлагают зарплату в размере 19 242 рубля. Учителю русского языка и литературы в школе Кемеровской области намерены выплатить 30 тысяч рублей, учителю биологии в Курганской области – 25 тысяч рублей, учителю физики, химии и биологии в Ангарске – 25 тысяч 987 рублей. В целом в регионах предлагаемые зарплаты находятся в диапазоне 20-40 000 рублей, а вакансий почти 25 000. Среди прагматичной молодежи, стремящейся к высоким доходам, это не говорит о высоком статусе профессии.
Педагоги со странностями
Но есть и другая сторона медали.
“Безусловно, учителей нужно защищать от нападок со стороны учеников и родителей, которые не совсем адекватны, но есть и учителя, которые не очень адекватны”, – заявил Виктор Панин, президент Ассоциации защиты прав потребителей образовательной продукции. Услуги, говорит. «И мы должны защищать родителей и учеников». Поэтому нам нужно говорить о проблеме издевательств в школах в целом. Для решения этой проблемы необходимо внедрение независимой системы психологической и практической поддержки, которая выступает посредником между сторонами. Это не просто. Школы не любят, когда кто-то извне вмешивается в учебный процесс. Обычно правительство старается не выносить сор из избы».
Возможно, самим учителям нужно что-то изменить. Ни для кого не секрет, что некоторые учителя приходят в школу только ради зарплаты. Они не интересуются учениками, не пытаются узнать что-то новое, а во время занятий сидят в телефонах, пока дети без конца пишут контрольные и самостоятельные работы. Дети часто это видят. И делают выводы.
Наставник или обслуга?
Жена одного из наших корреспондентов (фамилию по понятным причинам не назову) четверть века работает учителем. Это ее слова.
– Я начал работать в этой школе 25 лет назад, в конце 1990-х годов. Несмотря на мизерную зарплату и невероятный стаж работы, у меня никогда не было мыслей уйти из профессии. Я думал, что у меня особая миссия. На самом деле, по большей части мое отношение к учителям в то время было уважительным. По крайней мере, вокруг меня. Дети не позволяли над собой открыто издеваться, родители требовали-не требовали.
В результате неоднократных реформ учителям дали больше денег и обязанностей, но они превратились в бесправных людей, в слуг, лишенных защиты. Органы образования чаще всего играют карательную роль. Анонимных жалоб достаточно, чтобы навредить репутации органов образования. Я снова и снова видел, как сотрудники лишаются рабочей нагрузки, управления классом, а значит, и дохода, а иногда просто вытесняются из-за этого.
С развитием технологий и появлением Интернета, где доступна всякая информация, не может не возникнуть ощущение, что учителя превратились в сервис-менеджеров, направляющих школьников к сдаче ЕГЭ и ЕГЭ. Я не уверен, зачем это нужно, если можно все загуглить, но некоторые родители в этом убеждены.
К детям вопросов нет. Совсем ленивцев или бездельников очень мало, и такие люди были всегда. Но там, где раньше родители приходили в школу за советом, теперь они все чаще занимаются рисованием. A D в конце четверти означает, что учитель был некомпетентен и не смог передать знания ребенку.
Да, есть обоснованные жалобы. В основном это связано с большим объемом домашних заданий. В пятом классе, когда учитель географии дает ребенку задание в следующем классе изучить 60 крупнейших рек России, это может быть для ребенка не чем иным, как стрессом. Однако я стал слышать все больше историй о людях, мстящих неудобным учителям. Из-за этого большинство моих коллег удалили свои аккаунты в социальных сетях. Невинный пост превратился в простое орудие преследования. При этом, насколько я помню, администрация школы никогда не была на стороне учителей. Главное – избегать вопросов со стороны вышестоящих инстанций. Таким образом, «виновник» удаляется, но на мотивацию бедного ученика это совершенно не влияет. Страдают только другие дети, сумевшие привыкнуть к учителю и установить с ним контакт.
Оцените материал