Советы психолога. Как развить самостоятельность и ответственность у ребенка

By Olegario Янв 27, 2024

Совет психолога. Как воспитать в детях самостоятельность и ответственность 1Каждая женщина мечтает встретить ответственного и независимого мужчину и выйти замуж за него. Половина мужчин человечества хотят, чтобы женщина не только имела прекрасного возлюбленного, но и была домохозяйкой, способной дать им душевное спокойствие, и матерью, способной воспитать их детей. Такие качества, как самообладание, независимость и ответственность, не являются врожденными, поэтому, чтобы встретить достойную вторую половинку, ее должен кто-то сначала родить и воспитать. Это черты личности, формируемые родителями в процессе воспитания. О том, как и когда начинать учить детей тем качествам, которые помогут им стать во взрослой жизни самостоятельными и ответственными людьми, Аиф.ру поговорил с детским психологом и гештальт-терапевтом Марией Сосниной.

Никогда не рано и не поздно начать воспитывать детей. Вы можете начать в возрасте 2 лет, или вы можете начать в возрасте 18 лет. Однако чем старше становится ребенок, тем труднее ему пройти процесс развития самостоятельности и ответственности, поскольку он сталкивается со многими страхами, которых не было в детстве. В подростковом возрасте дети более склонны отступать и бояться, чем 3- или 4-летние дети, которые делают больше, основываясь на познавательном интересе. Мы не должны забывать о последствиях, с которыми приходится сталкиваться родителям.

От чего зависит, станет ребенок самостоятельным и ответственным или нет?

Многие родители считают, что их дети уже с рождения наделены определенными качествами. Но это не правда. Чувство независимости и ответственности формируется благодаря взаимодействию с родителями и их примеру. Если мама и папа независимы и ответственны, их дети тоже будут такими же. Если дети зависимы и безответственны, им некому будет учиться и передавать эти качества. Даже если родители будут требовать от своих детей и создавать все условия для их воспитания, никакой реальной пользы от этого не будет. Дети подражают тому, что видят в примерах, а не тому, что им говорят.

Помимо личных качеств, родители должны иметь смелость создавать неприятные ситуации, в которых ребенку что-то нужно, и стремиться развивать самостоятельность. К сожалению, многие родители стараются быть идеальными. По их мнению, идеальный родитель — это тот, кто постоянно заботится о ребенке и создает условия, при которых ребенок ни в чем не нуждается. Таким образом, взрослые лишают детей возможности делать то, что они могут и должны делать сами. Родители лишают его возможности думать о том, чего он хочет и как он может это сделать, а не просто спрашивать их. Тогда вы решаете действовать и начинаете что-то делать, чтобы получить результаты.

Как прививать самостоятельность ребенку?

Независимо от возраста вашего ребенка, будь то 2 или 6 лет, он может постепенно начать привыкать к независимости и ответственности посредством действий и задач, которые выполнимы и понятны в этом возрасте. Учебный процесс происходит в определенном порядке:

Этап 1. Сначала родители что-то делают со своими детьми. Например, складывая игрушки вместе, вы можете показать им, куда и как их нужно сложить. Помогите своему ребенку, если он или она не может справиться. Важно помнить, что взрослым необходимо создать условия, в которых ребенок сможет выполнять определенные действия. Например, размер игрушки должен соответствовать силам ребенка. Должно быть определенное место (коробка, полка, ящик, угол), куда ребенок сможет сложить свои игрушки. В противном случае он в конечном итоге будет делать то, что хочет, что может сильно отличаться от того, чего ожидают его родители.

Помимо условий, родители могут добавлять различные ограничения по желанию ребенка. Например, мама может сказать: «Давай сначала уберем игрушки, а потом почитаем сказку». Так формируются границы, правила и мотивация.

Этап 2. После того, как ребенок закончил весь процесс вместе с родителями, взрослый дает ребенку возможность самостоятельно убрать игрушки, наблюдает за ребенком, при необходимости поправляет или помогает. Важно понимать, что до трех лет у детей появляется интерес подражать родителям. Они могут проявлять инициативу и делать что-то самостоятельно. Помогите подмести пол и убрать столовые приборы со стола. Конечно, чем меньше ребенок, тем меньше у него шансов сделать это во взрослом возрасте. Но не нужно его этому учить. Важно дать ему возможность сделать то же самое. Не нужно в отчаянии брать веник и говорить: «Я делаю это неправильно». Позвольте мне сделать это самому. Важно сделать ему комплимент и слегка поправить, сказав: “Молодец. Хорошая работа”. Насколько вы независимы? Давайте немного поправим. «Наш мозг устроен так, чтобы запоминать информацию в первую и в последнюю очередь. То, что посередине, нелегко переварить. Вот почему так важно сначала похвалить, а потом сделать это правильно, чтобы ваш ребенок был счастлив.

Этап 3. Взрослые просят детей самостоятельно убирать свои игрушки, давая им как можно меньше контроля. Этот этап является настоящим испытанием для многих родителей. Ребенка стараются научить идеально выполнять действия, не давая ему возможности совершать ошибки и ощущать последствия своих действий. Они лишь заставляют ребенка делать то, что говорят, даже если ребенок сам сопротивляется. Если он носит колготки задом наперед и не хочет их расправлять, вы можете заставить его ходить так и заставить его чувствовать себя некомфортно и некомфортно. Помимо дискомфорта, ребенку кто-то может сказать, что он некрасивый. Таким образом, у ребенка появится возможность преодолевать свои ошибки посредством простых действий, думать, делать выводы и, возможно, прислушиваться к мнению взрослых, не сопротивляясь их предложениям.

Когда родители дают ребенку возможность сделать что-то без помощи взрослых, у него формируется самостоятельность и самообладание. Ответственность возникает, когда дети сталкиваются с последствиями своих решений и действий. Также в трехлетнем возрасте появятся первые признаки, которые с одной стороны выражаются в протестах, а с другой заканчиваются достижениями. Если взрослые подкрепят это похвалой, ребенок получит положительный опыт того, что многие дела он может делать самостоятельно. В раннем детстве это не оказывает большого влияния на жизнь ребенка, у него не так много возможностей сделать выбор, но во взрослом возрасте, чем старше становится человек, тем больше выбора ему приходится делать, поэтому этот навык оказывается полезным.

Я тебя научу завязывать шнурки, а дальше ты сам

Иногда родителям достаточно научить маленького ребенка убирать игрушки или завязывать шнурки, а потом ребенок сам должен научиться убирать посуду, выносить мусор, делать уроки.Иногда я думаю, что надо . Взрослые ожидают, что он не только научится чему-то новому самостоятельно, но и освоит это быстрее, чем раньше. Но это не так. Выработанный навык «убирать игрушки» остается таким же, как «легко и быстро одеваться». Это другой навык, который требует от родителей индивидуального обучения детей тому, как надевать шапку, завязывать шнурки, застегивать обувь на липучке, убираться, мыть посуду и т д. Только после этого ребенок попробует сделать это самостоятельно.

Кто кого должен учить?

В процессе воспитания с раннего возраста взрослым важно научиться учитывать особенности развития ребенка. Если к трем годам у ребенка сформировалась более сильная привязанность к отцу, чем к матери или бабушке, то, удаляясь от него, у ребенка разовьется способность стать самостоятельным и ответственным. Малышам важно получать похвалу от этого важного взрослого. В возрасте от пяти до шести лет, в период гендерного кризиса, мальчики начинают идентифицировать себя со своими отцами и другими значимыми мужчинами, а девочки — со своими матерями и другими значимыми женщинами. Задача матери — действиями подчеркнуть мужественность мальчика, попросить его принести сумку или помочь ему в чем-то. Задача отца – подавать пример своими действиями. Если он ляжет на диван, мальчик будет подражать его действиям, а не логике о том, как важно помочь маме. Девочка перенимает поведение матери, а со стороны отца ей важна похвала матери, начиная от внешности и заканчивая поведением.

Как научить подростка самостоятельности и ответственности?

Подросткам необходимо дать возможность столкнуться с последствиями своих действий. Ответственность за свои чувства и действия может сформироваться только тогда, когда человек понимает последствия своих действий. Родители, как правило, очень боятся своих детей. Взрослые так переживают за детей, что делают все заранее, не давая детям возможности подумать самостоятельно. С одной стороны, важно научиться давать свободу подросткам, с другой стороны, родителям очень важно сохранять эмоциональный контакт со своими детьми. В этом типе общения дети могут делиться своими намерениями, рассказывая истории.

Зачастую родители, узнав о планах своего ребенка, яростно пытаются помешать его действиям. Но в подростковом возрасте сила действия родителя равна силе сопротивления подростка. Чем больше взрослые что-то запрещают, тем больше дети захотят это сделать. Чего не следует делать родителям, так это начинать его критиковать. Единственное, что могут сделать взрослые, — это тщательно обсудить возможные последствия, не осуждая саму идею.

Все родители стараются сделать все возможное для своих детей, заботясь о них. Однако когда дело касается самоконтроля, ответственности и независимости, взрослым важно уменьшить чрезмерную внимательность и дать детям возможность делать самостоятельно то, что они уже способны делать в своем возрасте. В этой сфере родительская забота реализуется только путем создания условий, в которых формируется самоконтроль, самостоятельность и ответственность.

Оцените материал

Related Post

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться