О служении и самореализации: как витебчанка учит деток и взрослых иконописи

By Olegario Май8,2024
O sluzhenii i samorealizacii kak vitebchanka obuchaet detej i vzroslyh ikonopisi 5b60ec8.jpg

Анонсы темы “Репортаж” Классические коллекции и новинки. Растительный сад открыл летний период Под звуки оркестра спели “День Победы”. В Могилеве поздравили ветеранов Величавой Российскей войны Писать картины и создавать иконы – вещи абсолютно различные, невзирая на то, что и то, и иное связано с художественным искусством. Разницу меж ними знает проф живописец и богомаз витебчанка Лена Ворошилова. Она 1-ая в Беларуси организовала онлайн-школу иконописи для взрослых и ведет подобный кружок для ребят в областном центре. Наставница поведала , как надо писать иконы, какие краски на святых ликах с возрастом становятся только крепче, вдобавок в чем разница в обучении взрослых и деток.

О служении и самореализации: как витебчанка обучает детей и взрослых иконописи

Лена Ворошилова еще с юношества желала стать проф художником. Она посещала школу искусств, а после девятого класса поступила в Витебский державный институт культуры и искусств, Ее отец лицезрел дочка в качестве богомаза, и руководитель церкви в агрогородке Кировская в Витебском районе, где жила и обучалась Лена, батя Валерий Щука также отдал личное благословение на это богоугодное дело. Для женщины таковой шаг был суровым и ответственным, она изначально задумывалась, что не поступит на иконописное отделение в Витебском женском духовном учебное заведение, но все сложилось как нельзя лучше. На 3-ем курсе витебчанка прошла вступительные экзамены в духовное учебное заведение на вечернюю форму обучения, а потом параллельно постигала и светскую, и духовную профессии, получила красноватый дипломом по главный специальности.

После чего Лена Ворошилова стала студенткой-заочницей худграфа в Витебском муниципальном институте имени П.М.Машерова. В качестве дипломной работы она отважилась написать икону, невзирая на то, что обычно за это не ставили больших оценок. Девица изобразила свою святую покровительницу и подготовила икону так, что ее можно было сейчас передать в церковь (что она позднее и сделала, подарив свою работу папе Валерию для храма в Кировской). Принимающие тест преподаватели были так впечатлены, что профессиональной студентке поставили самый высокий балл.

О служении и самореализации: как витебчанка обучает детей и взрослых иконописи

В духовном учебное заведение Лена Ворошилова проучилась 5-ь лет – заместо обыденного трехгодичного курса. Как считает витебчанка, для нее это было собственного рода испытание на покорность. Учитель иконописи потом рекомендовала ее в качестве наставника заместо себя, и ее выпускница пару лет передавала свои познания учащимся иконописного отделения.

Когда же пришла мысль сотворить свою школу иконописи, у витебчанки появились некие сомнения. Их первопричиной стали нехорошие отзывы знакомых, что это будет не богоугодное дело. Тогда она обратилась в Витебскую епархию и спросила, точно ли замыслила не благое занятие. На это священнослужители, которые знали ее по учебе и работе в духовном учебное заведение, ответили, что кому, как не ей, создавать такую школу и оказывать помощь людям приобщаться к написанию икон, ведь она не случайный человек в данном направлении.

О служении и самореализации: как витебчанка обучает детей и взрослых иконописи

“Еще когда училась в колледже культуры и искусств, я думала, как обычный художник может приобщиться к иконописи. Обычно он старается выразить себя в картинах, найти свой стиль, показать свой внутренний мир. А что в иконе? Там есть строгие каноны, все должно быть подчинено определенным правилам. После обучения я поняла, что написание икон больше относится к служению – Богу, святому делу, чем к самовыражению. Это две совершенно разные области искусства и даже сравнивать их невозможно, у каждой своя роль”, – поделилась Лена Ворошилова.

В ее онлайн-школе учатся около 10 взрослых из различных уголков Беларуси. Посреди их есть две супруги священнослужителей, но в главном это почитатели изобразительного искусства – кто-то с огромным опытом, кто-то с малым, мастера и любители. “Взрослые приходят к этому осознанно. Обычно это воцерковленные люди, для которых иконы служат не просто украшением дома, а сакральными предметами, которые становятся своего рода хранителями. В моей семье, например, есть такая реликвия, которая досталась мне от бабушки. Как мне рассказали, икона была создана в конце XIX века, ее с собой бабушка забирала в Германию во время Великой Отечественной войны, когда немцы угоняли всех в концлагеря и на принудительные работы. С иконой Богородицы, которая называется “О, всепетая Мати”, все вернулись домой живыми и невредимыми. Для семьи моей тети я сделала копию нашей семейной реликвии, чтобы у каждого из нас была частичка божьего благословения”, – поделилась Лена.

О служении и самореализации: как витебчанка обучает детей и взрослых иконописи

Она поведала, что ее взрослые ученики делают иконы как для родных, так и для храмов. Не так издавна наставница организовала выставку собственных работ в региональный библиотеке имени В.И.Ленина, чтоб как можно больше людей узнали о таком виде искусства, пришедшем из духовной сферы.

Преподавать иконописание ребятишкам Лена начала волей варианта. Ей предложили открыть таковой кружок в областном дворце деток и молодежи, но тогда не набралось подходящего количества желающих – только одна вторая от требуемой группы. А когда предки будущих воспитанников Лены Ворошиловой узнали об этом, то подали ей идею сделать личную школу. К тому времени у Лены Ворошиловой уже был опыт работы со взрослыми, так что она решила испытать стать учителем и для ребят.

О служении и самореализации: как витебчанка обучает детей и взрослых иконописи

На занятия раз в неделю к ней приходят мальчишки и девченки от 5 до 12 лет. Пока у нее 5-ь учеников. Она говорит и указывает, как делать краску, готовить базу для иконы (это должна быть жесткая поверхность – дерево, металл, камешек), отрисовывать лики святых, тени, наносить злато, вдобавок делится иными премудростями. Ребята на исходном шаге обучаются вырисовывать горы, завитки на воде – эти детали повторяют элементы прически, одежки святых.

“Рисуем мы только натуральными красками, которые изготавливаем сами. Берем пигменты разных цветов, вручную растираем в микроскопический порошок, чтобы краска получилась однородной, и добавляем в него желток. Он издревле считается лучшим клеем, в том числе в строительстве, когда яйцо добавляли в раствор для скрепления кладки. Со временем желток делает краску на иконах еще прочнее, и она не растрескивается”, – отметила Лена.

Также преподаватель ведает, как в старину писали картины на досках, какие из их служили подольше и за счет чего. Оказывается, доски также надо основательно приготовить, нанести клеевую базу, прикрепить холст, покрыть несколькими слоями левкаса – специального грунта, состоящего из мела, олифы и желатина, и только позже приступать к нанесению рисунка. Детки и взрослые тренятся поначалу на картоне, чтоб набить руку, а потом делают чистовик на древесной породе. “На разных этапах истории иконы писали на неподготовленных таким образом досках, и впоследствии краска трескалась, кое-где даже полностью сходила”, – объяснила Лена.

О служении и самореализации: как витебчанка обучает детей и взрослых иконописи

И со взрослыми, и с малеханькими учениками учитель непременно читает молитвы до работы, чтоб святые, которых они изображают, дали личное благословение и посодействовали закончить работу по всем правилам.

Наставница на финишном шаге сотворения икон встречается со своими учениками лично – воспринимает их в собственной маленький студии либо выезжает в другие городка. Обычно она помогает наносить на изображение сусальное злато. Для такового ремесла оно продается в виде тонких листов наподобие фольги, только совместно с “подкладкой” из вощеной бумаги. Золотом покрывают ореолы над головами святых, детали одежки, буковкы, вдобавок оклады икон. “Это кропотливый процесс, и иногда мои ученики боятся самостоятельно проводить “золочение”. Я встречаюсь с моими подопечными и показываю, как делать это аккуратно и без потерь”, – объяснила учитель.

Лена Ворошилова произнесла, что ей как учителю весело, когда у ее учеников все выходит и успехи побуждают их создавать больше, лучше, улучшаться и тянуться к делу, которое не каждому по плечу.

Алеся ПУШНЯКОВА,
фото Александра ХИТРОВА,
.

Related Post

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться