Масленица, блин! Как в Любанском районе чучело жгли, да весну зазывали

Maslenica blin kak v ljubanskom rajone chuchelo zhgli da vesnu zazyvali 99b0b1f.jpg

Анонсы темы “Репортаж” “Если не лениться, то можно заработать”. Аграрии Березинского района первыми в регионе встречают весну Четырехногие друзья торопятся на подмога. Как работает кинологическая служба МЧС Масленицу на Любанщине по традиции отмечают народным гуляньем. Главной площадкой регионального праздничка в этом году стала деревня Обчин, куда со всех уголков района съехались гости. Корреспонденты не легко научились печь пышноватые и румяные блины в истинной сельской печи, да и продегустировали угощения местных хозяек. Истина, гастрономической программке в данный денек нисколько не уступала и культурная. Песни, пляски, народные забавы, роль в древнем обряде и, естественно же, сжигание чучела, а вкупе с ним расставание с зимушкой-зимой. Рассказываем, что все-таки задавало торжественный тон этому вешнему деньку.

Кто на Масленицу всех главнее…

Деревня Обчин находится всего в 5 километрах от райцентра. Это в ее округах несколько годов назад археологи проводили масштабные раскопки, исследуя вероятно быт представителей милоградской культуры. Истина, нынче мы спешим не за археологическими находками, но наш повод хоть и не так глубоко, но все таки уходит корнями в историю – 1-ое упоминание о праздновании Масленицы относится к XVI веку.
У масленой семидневки наших протцов было суровое расписание с пн. до Прощеного воскресенья: Встреча, Заигрыши, Сладкоежка, когда тещи приглашали на блины зятьев, в четверг – Разгуляй. А потом – Тещины вечерки и Золовкины посиделки. Праздничку наши праотцы посвящали различные традиции, многие из которых не дошли до наших дней. Но все таки в неких деревнях их удалось сохранить, передавая из поколения в поколение. К примеру, на Любанщине одним из основных знаков праздничка является береза.
“Это светлое дерево символизирует весну, поскольку одной из первых начинает зеленеть. Она поит своим соком. Что только из нее не мастерили наши предки, наверное, только дома не строили. Поэтому в нашем регионе издавна на Масленицу этому дереву особое внимание”, – ведает заведующий организационно-творческим отделом Любанского районного центра культуры Сергей Выскварка, пока мы едем в гости к местной жительницей Наталье Пеньковской. Нынче она будет учить нас печь блины в деревенской печке.

Подъезжая к древесному дому, замечаем из трубы тонкий дым, означает печь растоплена, хозяйка нас ожидает.
“На селе печка не просто место, где горит охапка дров, обогревая хату. Каждая хозяйка вам скажет, что это ее главная помощница. Какими же вкусными получаются пироги, бабка, а блины… такие в городе на плите никогда не приготовите”, – с ухмылкой сообщает бабушка и здесь же искусно наливает черпаком тесто в предварительно нагретую чугунную сковороду. Еще несколько секунд – и та скрывается за печной “заслонкой”.

Печем блины да приговариваем

В ожидании первого блина хозяйка с радостью делится рецептом теста. Сообщает, так постоянно готовила ее бабуля, позже – мать. сейчас же и она потчует румяным угощением собственных внуков.
“В рецепте никаких премудростей: мука, кефир, яйцо, соль и сахар, немного маслица добавим… Все это как следует перемешиваем, чтобы не было ни единого комочка, – делится опытом Александровна. – Смазываем сковороду хорошей “лустай” сала и заливаем тесто. На пару минут в печь и достаем, чтоб перевернуть. В молодости часто пекли кислые блины: тесто после приготовления накрывали марлей и давали ему время скиснуть”.
Из слов хозяйки, здесь принципиальна атмосфера: сколько дров закинула в печь, как протерла тканью сковородку, с каким настроением взялась за готовку.

“С плохим настроем лучше не подходить, а то это скажется на вкусе блинов, – улыбается Наталья Пеньковская и достает из печи уже шестой по счету блин. – Смотрите, какие пышные да румяные. Одним словом – праздничные!”
Еще каких-либо 10-15 минут – и посудина с целой горкой блинов заняла центральное место на столе, заставленном и другими угощениями: малосольные огурцы и помидоры, холодец, картофель со шкварками, запеченная деревенская колбаса. Вот уже и гости подоспели. Александровна как гостеприимная хозяйка воспринимает односельчанок, чтоб вкупе вспомнить юность, похохотать от всего сердца. А какое застолье обходится без песен…
“Никаноровна, а давай нашу любимую, покажем молодежи, как надо петь”, – подмигивает соседка, и деревенский дом заполняется хорошем и радостью. Мы же прощаемся с гостеприимными хозяевами и спешим к главной площадке, где вот-вот начнется веселье.
Для чего березу сыром подкармливать?

Оказывается, Масленицу тут празднуют обитатели сейчас 4 деревень: самого Обчина, а еще Радостного, Рачени, Закального. Гуляют вкупе, а потому праздничек выходит очень увлекательным, объединяя традиции каждой из деревень.
Перед тем как дать старт гулянью, инспектируют все ли на месте: чучело готово, увенчанное лентами, колесо, вокруг которого пляшут юные женщины. Пора начинать! Любая из деревень прибыла со своим торжественным эмблемой, которые связывают сейчас несколько масленичных обрядов. Обитатели Закального вешают на березу так именуемый “лушник” (комин), в который укладывают и поджигают льнотресту. По дыму из трубы выяснят, какой сбор льна ожидает в этом году: длиннющий либо не длинный, скрученный либо прямой. Потом вокруг березы выкладывают снопки травы и поджигают, чтоб обогреть корешки дерева и оно пробудилось после зимней спячки. Чтоб сбор льна был неплохим и волокнистым, надо закинуть еще как можно выше на березу. У молодежи, кстати, это выходит идеальнее всего.
“Посмотри, Ивановна, как далеко забросили!  Значит точно будем с богатым урожаем”, – подмигивает соседке близко стоящая сельчанка.
Что еще надо сделать, так это непременно “покормить” березу творогом либо сыром, закидывая его на дерево как можно выше. Тогда птицы резвее прилетят, неся на собственных крыльях давно ожидаемую весну. Вот уже пора чучело сжигать, с которым сгорают не только лишь зимние холода, да и все человеческие грехи. А после направились на поиски юного неженатого хлопца, который был должен угостить и поцеловать всех участниц хоровода. А коль не выполнит, то носить ему на шейке колодку аж до последующей Масленицы.
Заканчивается данный торжественный денек задористыми песнями и плясками, угощениям блинами, съев которые человек заполняется светом и теплом.

Марина МАНУЙЛИК,
Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА,
.