Лупили подушки, катались на санях, подвешивали бревно: об обычаях на Масленицу поведали в музее этнографии

Bili podushki katalis na sanjah podveshivali brevno ob obychajah na maslenicu rasskazali v muzee etnografii 34e494a.jpg

14 марта, Могилев /Корр. /. Лупили подушки, катались на санях, подвешивали холостякам на шейку бревно и пекли блины: о древних обычаях Масленичной недели поведали в могилевском музее этнографии.

Наши праотцы отмечали Масленицу громко и радостно: с богатым угощениями столом, радостными играми, песнями и забавами, увлекательными обычаями и хороводами. Невзирая на то, что праздничек полностью и на сто процентов языческий, в христианском мире он получил широкую известность: многолетние традиции провожать зиму и встречать весну передавались из поколения в поколение. С течением времени в Масленичной неделе даже появился религиозный элемент – Прощеное Воскресенье. Этим деньком гуляния завершались и начинался Величавый пост.

“У Масленицы в народном календаре не было конкретной даты: она начиналась за восемь недель до Пасхи, – делится ведущий научный сотрудник музея Жанна Климуть. – Начало праздника определялось по солнечному календарю: земледельческий год начинался с весеннего солнцестояния, и за несколько недель до этого наши предки прощались с зимой и “гукалі” весну”.

Из слов Жанны Климуть, уникальные народные масленичные ритуалы нынче уже не встретишь. На данный момент на Масленицу принято печь блины и сжигать чучело зимы, но прежде данный праздничек был заполнен другими знаковыми обычаями и смыслами, направленными на будущий сбор и создание семьи.

“Даже в XIX столетии обычаи были далеко не такими, как в старину, – отмечает она. – Это объясняется большим влиянием церкви, когда языческие традиции постепенно отживали”.

В дохристианские времена праздничек был связан с покровителем домашних зверей Велесом, черты которого в христианстве переняли Коля Чудотворец и Юрий Победоносец. Потому на Масленицу употребляли сыр с маслом – для того, чтоб скотины целый год были молочными. Немало либо не много молока будут давать животные, также определяли при помощи разных воспримет, к примеру месяца-“маладзіка”. Все зависело от того, когда он появится на небе со своими “рожками”: если сначала недели – год обещал быть богатым на удои.

В Беларуси самые калоритные масленичные ритуалы сохранились на востоке страны – в Могилевской и части Витебской областей.

“Все праздники для человека, который жил на земле и кормился с нее своим трудом, были связаны с богатым столом по принципу: как на праздник – так и в будни, – уточнила Жанна Климуть. – Чтобы избежать бедности, стол должен был ломиться от вкусной еды – такой магией вызывали богатство. Вкусные и пышные блины в масленичную неделю ели каждый день, дополняя их различными молочными продуктами: сыром, маслом, творогом”.

Сохранились также только сельскохозяйственные обычаи, которые содействовали отличному урожаю и достатку аграриев. К примеру, было принято изготавливать огромные качели и кататься на их – чем посильнее раскатаешься, тем выше вырастет лен. На Масленицу еще 1-й традицией, которой присваивали особенный смысл, стало катание с горки на санках: числилось, что лен уродит длиннее у тех, кто далее всех съедет с горы. Для этого дно саней заранее обливали водой и замораживали, чтоб салазки летели как можно резвее. Такие забавы в том числе должны были разбудить природу от зимней спячки.

“На Масленицу молодые люди традиционно объезжали лошадей вокруг деревни, и в этом действе тоже был обережный момент, – уточняет Жанна Климуть. – На дугу навешивали колокольчики, которые своим звоном распугивали нечистую силу. С этой же целью громко пели песни. Еще одним интересным обычаем было цепляние колоды парням, которые никак не решались жениться. От этой участи можно было откупиться пряниками и конфетами. Готовили аналогичный сюрприз и для “засидевшихся” девушек. Группа ребят организовывала импровизированное сватовство и приносила в дом незамужней бревно. Такие шуточные обряды были направлены на создание семьи и продолжение рода”.

“Бить подушки” – один из малоизвестных обычаев наших протцов. “В гости к девушке, которая недавно вышла замуж, приходили проверять перину – мягкая ли она, хорошо ли взбита, – рассказывает научный сотрудник. – И если таким незваным гостям не выставишь на стол угощения, они начинали бить перину до тех пор, пока их нее не летели перья и пух. Могли также схватить с кровати подушки и выбежать на улицу с криками, что продают. В любом случае хозяйке приходилось выкупать свое добро”.

Отдельное внимание на данный праздничек уделялось блинам. Посреди обычаев был и таковой, который называли “тещины блины”, когда зять приезжал в гости к мамы супруги, а та мазала ему голову маслом – чтоб жизнь была богатой. К слову, сыры и творог заготовляли в огромных бочках, кадушках либо глиняных макитрах за несколько месяцев до праздничка. Для сохранности и консервации продукт из молока заливали растопленным маслом и оставляли в погребе. На Масленицу угощения доставали из закромов и ели с блинами.

“В XIX столетии масленичные блины вышли на первый план и стали главным символом праздника, – делится Жанна Климуть. – В этот же период их стали ассоциировать с солнцем. На Масленицу блинами также поминали предков – в этот период отмечали масленичные Деды. Причем поминальными считались именно пшеничные блины, которые мы сегодня печем. Раньше это блюдо делали из ржаной, овсяной и гречишной муки. А пшеница была малоурожайной – соответственно, мука из нее была роскошью. А предков надо поминать богато: как мы к ним, так и они к нам”.

Масленица заканчивалась обычным сжиганием соломенного чучела – знака всего темного, прохладного и злого, и еще победы света над тьмой. Тем не наименее зиме тоже пели благодарственные песни, чтоб она не обиделась.

Related Post

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться