Классические итоги, впечатляющие заслуги, новые планы. БГУИР отметил 60-летний юбилей 3

Tradicionnye itogi vpechatljajushhie dostizhenija novye plany bguir otmetil 60 letnij jubilej 3 fe7f9b9.jpg

БГУИР является ведущим университетом страны в области высшего технического образования, базисной организацией стран – участников СНГ по высокому образованию в области информатики и радиоэлектроники. Это большой учебно-научно-инновационный комплекс. Он соединяет воединыжды больше 15 тыс. обучающихся, в нем преподают по 18 специальностям общего и специального высшего образования (по трем из их в этом году набор будет происходить первый раз), 15 специальностям углубленного высшего образования, 30 специальностям аспирантуры, 15 специальностям докторантуры. Посреди его педагогов больше 50 медиков наук и выше 300 кандидатов наук. Энергичная научная деятельность, вывоз образовательных услуг, высочайшие технологии в обучении, колоритная студенческая жизнь. Все это про Белорусский державный универ информатики и радиоэлектроники. Университет на деньках отметил юбилей – 60-летие. По традиции, это время подведения неких итогов и определения планов, о которых поведал ректор БГУИР Вадим Богуш.

– Вадим Анатольевич, какие главные заслуги универа можно отметить в юбилейные год?

– В юбилейные даты постоянно смотришь вспять и вперед одномоментно. Можно устанавливать, что база для предстоящего развития универа за данный период сформирована отменная. Универ имеет высочайший статус, он себя зарекомендовал и исходя из убеждений уровня подготовки – свойства образования, и исходя из убеждений научных исследовательских работ и практических разработок. Университет стал брендом еще со времен Минского радиотехнического института. БГУИР на данный момент – это универ, о котором знают не только лишь в Беларуси, да и неблизко за ее пределами.

Если излагать определенными фактами достижений, то БГУИР имеет статус ведущего университета в нашей стране, с 2005 года мы имеем статус базисной организации СНГ по высокому образованию в области информатики и радиоэлектроники, который в прошедшем году в декабре на саммите СНГ мы в очередной раз подтвердили. Также мы имеем статус научной организации, который доказан Госкомитетом по науке и технологиям и Государственной академией. В прошедшем году мы получили в очередной раз премию Правительства в области свойства и специальную заслугу за вклад управления в достижение устойчивого фуррора организации в номинации “Лидерство”. Очень важное для коллектива универа достижение – это принятие Главой государства Беларуси решения о занесении БГУИР на республиканскую доску почета в номинации “Наука”. Это высочайшая оценка работы коллектива в протяжении последних 5 лет.

БГУИР продолжает личное развитие как большой познавательный и научный центр страны. Мы смотрим не только лишь высочайший энтузиазм абитуриентов для получения высшего образования в сфере радиоэлектроники и информационных технологий, да и популярность выпускников со стороны нанимателей, заказчиков, с которыми мы очень туго работаем по содержанию образования и подготовке профессионалов. Это один из частей нашей удачной работы и высочайшего уровня инженеров, которых выпускает БГУИР на рынок труда.

– Современный универ это не про “мы только учим”. В текущее время это и научная работа, и инноваторская деятельность, и развитие сотрудничества с забугорными странами. Как с этим обстоит дело у БГУИР?

– Мы особенное внимание уделяем поддержке молодежи, оттого что заниматься наукой, а временами одномоментно и наукой, и преподавательской деятельностью в вузе, – это довольно немаленький труд, который просит творческого вдохновения и немаленький энергии для того, чтоб достигать результатов и мочь их вводить на практике, интегрировать в познавательный процесс. Потому мы пытаемся привлечь к исследованиям молодежь уже с первого курса, создаем для этого нужные условия.

Довольно действенно участвует универ в муниципальных механизмах поддержки – это гранты и стипендии главы страны. Раз в год и юные ученые, и студенты нашего универа проходят твердый отбор и оказываются достойными таких больших символов поощрения. Мы деятельно участвуем и побеждаем в конкурсах молодежных грантов, которые проводит Министерство образования. Дополнительно универ имеет и собственные механизмы поддержки молодежи, когда те средства, которые университет зарабатывает, мы отчасти направляем на поддержку молодежных проектов. Раз в год больше 100 юных студентов, магистрантов тем либо другим образом задействованы в реальных проектах с реальными зарплатами и реальными плодами, будь то разработка алгоритмов программного обеспечения, создание устройств либо создание новейших инноваций, которые потом употребляются на предприятиях Беларуси, РФ, Узбекистана, Китая и других государств.

– Можем ли мы именовать какие-то действующие проекты универа?

– У нас есть несколько развивающихся направлений. Это, сначала, наши разработки в области сверхвысокочастотной техники – комплекты измерительного оборудования, начиная от генераторов и простых измерителей мощности и заканчивая очень сложными векторными анализаторами цепей, которые работают в частотном спектре выше 200 ГГц, что еще 20 годов назад казалось фантастикой. Это не только лишь разработка на уровне конструирования этих устройств, это целый комплекс, который в том числе содержит в себе и метрологическое обеспечение. И мы идем к тому, чтоб закончить в этом году разработку соответственных стандартов для системы стандартизации Беларуси, которые в том числе будут нужны и на международном рынке.

2-ое направление, в каком универ имеет особенный статус, – это обеспечение электрической сопоставимости и безопасности. Тут у нас есть разработанные программно-аппаратные комплексы, которые деятельно употребляются для анализа электрической обстановки и оптимизации размещения устройств, чтоб они, гипотетически говоря, не мешали друг дружке трудиться, не делали ненадобных помех и угроз для объектов, которые находятся в зоне деяния радиоэлектронных устройств. При этом мы работаем как исходя из убеждений оптимизации размещения и режимов работы самих устройств, так и исходя из убеждений разработки материалов, которые позволяют эту обстановку восстановить и привести к наименьшим уровням воздействия. Это спец материалы для безэховых помещений, которые в том числе могут применяться для решения задач информационной безопасности.

Также есть разработки, которые касаются автопромышленности: учеными универа разработан макет числовой антенной решетки авто радара, который дозволит выполнить импортозамещение устройств данного класса. Есть и разработки в области ультразвуковых устройств, к примеру, генераторов, кавитометров. Ну и, естественно, это технологии для микроэлектроники, которые содержат в себе исследования новых материалов и разработку технологических решений, начиная от сотворения новых топологий, гибридных частей с внедрением технологии интегральной микроэлектроники и заканчивая разработкой технологии многокристальных микросхем.

Информационные технологии имеют очень разную реализацию, включая не глупый бейдж, разработанный учащимися нашего института, и студенческие разработки, дозволяющие учить процессы программирования логических схем. Я уже не говорю о программных решениях высочайшего уровня – прикладного программирования, веб-программирования, дизайна, моделирования физических процессов. Временами цифровой мир очень трудно различить от реального при качественной проработке. И это тоже один из частей больших технологий, которому мы учим наших студентов.

– Сфера информатики и радиоэлектроники на данный момент одна из самых быстроразвивающихся, как, в связи с этим, изменяется деятельность университета, учебные программки, список специальностей?

– Организация процесса обучения должна решать как минимум 3-и задачки. Высочайшая динамика конфигурации технологического обеспечения сообщает о том, что нельзя обучить спеца всем технологиям, которые он будет применять в протяжении жизни и 1-ая задачка, которая ставится перед институтом, и которую мы стараемся решить, – это формирование возможности у нашего выпускника к неизменному саморазвитию. Другими словами он должен не только лишь осознавать, что надо обучаться всю жизнь, да и быть способным на практике это претворить в жизнь. Это трудно, себя поменять постоянно очень трудно, потому есть определенные подходы в организации образовательного процесса, которые позволяют эту компетенцию сформировывать.

2-ой очень серьезный миг – это создание фундамента для проф развития. И тут мы говорим о балансе меж базовыми познаниями и прикладными практическими способностями. Мы постоянно немало внимания уделяем базовой подготовке – математической, естественно-научной, системному миропониманию. Для формирования определенных прикладных способностей у нас предвидено немало видов деятельности: курсовые работы, особенный подход к дипломному проектированию, когда мы стараемся очень применять запросы заказчиков кадров и сформировывать темы дипломных проектов для наших студентов уже с привязкой к определенным практическим задачкам, которые они решают позже на производстве, в организациях, в компаниях. Многие студенты представляют дипломы в виде действительно работающих проектов, и тут очень значимо осознание и сотрудничество с заказчиками кадров. Я желаю высказать слова благодарности управлению тех организаций, которые понимают значимость взаимодействия с институтом, в итоге которого они получают спеца, уже приспособленного к работе на их предприятии. С другой стороны, мы осознаем, что технологии изменяются раз в 3-5 лет, это постоянно увеличение квалификации, освоение новейшей технологии. Формирование фундамента системности и возможности к неизменному саморазвитию позволяет нанимателю в следующем уменьшить издержки на развитие спеца. И наниматели чудесно понимают, что таковой подход и объединение институтского образования и корпоративного технологического роста дадут наибольший эффект, в том числе и исходя из убеждений динамики экономики, развития того либо другого вида деятельности на предприятии.

Третье – это воспитательная и соц составляющая образования. Тут деятельно употребляется учебное и внеучебное время, спортивная база универа, потенциал публичных организаций и творческих объединений.

– Как универ поддерживает аспирантов, юных ученых, которые занимаются научной и инноваторской деятельностью?

– Не считая системы грантов у нас еще есть и прямое стимулирование к защитам диссертаций, другими словами для тех, кто в срок защищаются и остаются трудиться в институте, мы предусматриваем вещественное стимулирование – разовую премию и доплаты. Также мы поддерживаем и научных управляющих, понимая, что эффективность защиты работы почти во всем зависят и от свойства научного управления. Совершенно не так давно в вузе принята норма, позволяющая уменьшить учебную нагрузку. Если учитель выходит на защиту диссертации, то кафедра помогает ему, беря на себя часть учебной нагрузки, таким макаром у соискателя в течение года возникает возможность больше времени уделять финишной доработке диссертации, прохождению процедуры экспертизы, а позже защиты для того, чтоб универ мог рассчитывать в будущем на квалифицированного спеца, сам же человек сделал очередной шаг по карьерной лестнице.

– Сколько зарубежных студентов и из каких государств учатся в БГУИР? Какие направления они в главном выбирают? Как идет работа по повышению количества зарубежных студентов?

– Работа с зарубежными студентами является основной задачей по экспорту образовательных услуг. У нас на данный момент учатся около 750 иноземцев. Если мы говорим по регионам, то доминируют страны бывшего Русского Союза, оттого что по большинству специальностей мы ведем подготовку на российском языке: к нам движутся обучаться из Узбекистана, Туркменистана, РФ, Таджикистана, Казахстана. Поэтапно БГУИР увеличивает направление, связанное с восточным вектором – это Китай, Вьетнам. В крайний год довольно деятельно идет работа по африканскому материку, из Нигерии у нас была группа, также это Гвинея, Зимбабве, Кения.

Предпочтения зарубежных студентов зависят не только лишь от того, что БГУИР может сделать предложение, они довольно не слабо зависят от региона, из которого к нам студенты приезжают. Потому мы в последние пару лет очень деятельно развиваем практику сотворения совместных образовательных программ и структур. У нас есть несколько таких программ подготовки с Узбекистаном, это направление связано с информационными технологиями, программированием, искусственным умом. Если мы говорим о содействии с Китаем, то тут сфера, связанная с СВЧ-техникой, радиоэлектронное направление и информационные технологии. Если мы говорим про африканский материк, то это тоже сфера, связанная с программированием, с аналитикой и с продвижением информационных товаров в мировом пространстве. Насущность тех познаний, которые мы даем, является одним из главных частей востребованности на международном рынке образования, в дальнейшем, как вы понимаете, конкурентность довольно высочайшая. В последние пару лет у зарубежных людей довольно немаленький энтузиазм проявляется к подготовке профессионалов в сфере информационной безопасности. У нас такая подготовка организована на уровне общего высшего образования и в магистратуре.

– Универ для студентов – это не только лишь учеба, наука, да и искусство, и увлекательный досуг. Какая культурно-воспитательная и спортивная работа для личного роста студентов ведется в вузе? Какие есть заслуги?

– Я считаю, что инженер – это не только лишь специалист в собственной сфере, да и неоднозначно развитая личность. При всем этом, мы все чудесно осознаем, что время одиночек уже издавна прошло, и даже звучные имена, которые звучат кое-где в интернациональных СМИ, – это постоянно итог работы команды, потому у нас есть как минимум несколько направлений для творческой и спортивной деятельности. Что касается творчества, во-1-х, для этого у нас есть база – неплохо оборудованный актовый зал, где проводятся разные студенческие мероприятия, в том числе музыкально-вокально-инструментальные. Мы проводим очень немало мероприятий, которые позволяют ребятам завести знакомство сначала всего вместе, оттого что БГУИР не только лишь международный, он к тому же всебелорусский университет. До 70% ребят к нам поступают из регионов. У нас есть огромное количество клубов и кружков, которые организованны в общежитиях, есть педагогическая гостиная, есть объединения зарубежных студентов, где мы проводим мероприятия, которые позволяют им представить свою культуру, а белорусам знакомиться с ней и вместе в неформальной обстановке. Также, у нас есть и проф творческие коллективы. Есть 2-ва народных коллектива – это духовой оркестр и ансамбль народной песни “Гаманіна”. В компанию досуговой деятельности, которая связана с творчеством либо со спортом, деятельно вовлечены органы студенческого самоуправления, другими словами БРСМ, студенческий профессиональный комитет, студсовет.

В личное время точно МРТИ, а потом и БГУИР был основоположником молодежного движения по здоровому виду жизни, связано это было с тем, что инженерная работа часто малоподвижна, в особенности у программистов, и здоровый стиль жизни – это очень серьезный элемент, которому надо учить со студенческой скамьи. Мы организовываем занятия физической культурой и спортом с учетом интересов студентов – это клубы, кружки. Студент имеет возможность в согласовании с предпочтениями отправиться, к примеру, в секцию волейбола в рамках учебного процесса, который предусмотрен по физкультуре в вузе. При всем этом спортивная база работает не только лишь в учебное время, да и в выходные деньки у нас также проводятся мероприятия, к примеру: турниры по мини-футболу, внутриуниверситетская спартакиада. Мы деятельно участвуем в универсиаде – межвузовской спартакиаде, которая проводится в Беларуси по больше чем 35 видам спорта. Наши студенты неплохо выступают в республиканских мероприятиях, те места и победы, которые они завоевывают, позволяют вузу быть на довольно высочайшем спортивном уровне. БГУИР может гордиться тем, что мы уже 4-й год последовательно занимаем 1 место в собственной группе институтов. Не могу не отметить нашу баскетбольную команду. Она выступает в проф лиге. У нас был довольно преуспевающий период – позапрошлый, в каком мы захватили бронзовые медали в проф чемпионате. Для институтской команды – это довольно высочайший итог. Потому здоровье и физические нагрузки – очень серьезный элемент жизни студента.

– За 60 лет у университета накоплен не бедный опыт, какие перспективы намечены на наиблежайшие годы?

– Мы продолжаем развиваться. В текущем году мы начали работу по созданию Центра компетенций. Министерство образования выступило с таковой инициативой, и на базе БГУИР мы будем создавать центр компетенций по умственным системам в авто- и тракторостроении – это беспилотные средства передвижения, развитие систем безопасности, искусственного ума. Проект в этом году стартует, я думаю, что мы будем его эффективно осуществлять.

Мы планируем развивать наши научные направления, сначала всего международные. Открываются новые способности для работы с партнерами в РФ. Мы ощущаем очень огромную заинтригованность со стороны Китая в развитии сотрудничества. Одна из главных задач для нас – это обеспечение высококачественной подготовки профессионалов и формирование новых научных результатов.

– В мае будет 6-ть лет, как вы стали управляющим БГУИР, как для вас ректорство?

– Работа ректора – это очень высочайший уровень ответственности и огромное кол-во хлопот. У управляющего универа очень немало направлений, связанных с организационной и информационной работой, хозяйственной деятельностью, не считая того – это конкретная ответственность за весь немаленький коллектив: 2 тыс. работников и 15 тыс. обучающихся. Чему и как учить, продуктивность обучающего процесса, учет личных особенностей студента, воспитательная работа – это те задачки, которые стоят перед каждым управляющим учреждения образования.

Учеба, если ты к ней серьёзно относишься, является фундаментом твоего развития на перспективу, и это то время, которое ты должен израсходовать с наибольшей полезностью на приобретение проф познаний. Во время студенчества закладываются базы дружественных и проф интересов и, естественно, семьи – залога фуррора в жизни хоть какого человека.

Обращаясь к трудовому коллективу универа и студентам, охото пожелать всем крепкого здоровья, неиссякаемой актуальной энергии, благополучия в семье и реализации планов и мыслях, которые будут двигать науку и общество вперед, на добро и развитие нашей родной страны.

Света Пекарь,

.