Анонсы темы “Репортаж” Улыбочка и профессионализм – их основное орудие. Как работают девушки-пограничницы в Государственном аэропорту Смелость, поддержка и вера в себя. Удачные бизнес-леди Гомельской области о силе и счастье дамы Еще не так давно летательные аппараты числились больше делом мужчин, но в конечное время все почаще в эту сферу приходят девицы. В преддверии 8 Марта корреспонденты побывали в Белорусской гос академии авиации (БГАА), чтоб завести знакомство с теми представительницами красивого пола, которые решили связать свою жизнь с самолетами.
В небе и на земле
Раз в год из единственного авиационного университета Беларуси выпускается около 250 профессионалов. В числе курсантов факультета штатской авиации много женщин, а в 2023 году “женская команда” первый раз появилась и на военном факультете. Пилоты, радисты, инженеры-авиамеханики, диспетчеры… На одних специальностях соблюдается паритет, на других девчонки – на вес золота. А свежее направление “логист авиационных перевозок”, набор по которому открыли в прошлую вступительную кампанию, оказалось очень пользующимся популярностью у девчат.
Как отмечают курсантки, обучаться в академии любопытно, а ребята не дают расслабиться – постоянно надо быть в форме, не отставать. Второкурсница Дарья Гамза из Столбцов после окончания обучения станет инженером авиационного и радиоэлектронного оборудования.
“Если проще, – радист. Эта профессия предполагает работу как на борту, так и на земле, связана с радиосвязью. Больше она, наверное, для парней, но, считаю, подходит также и девушкам. Сейчас получаем теоретические основы, чтобы летом применять знания на практике. Однозначно не пожалела о своем выборе. Поступить в академию авиации – мечта, определилась в 11-м классе. Горжусь быть здесь”, – отметила девица.
Дарья Кислюк и Надежда Мазура – одногруппницы, обучаются на 3-м курсе факультета штатской авиации по специальности “техническая эксплуатация воздушных судов и двигателей”. В Минск приехали из Солигорска и Баранович. В группе не считая их 25 мужчин. “Не теряетесь в мужском коллективе?” – интересуюсь у девчонок. Убеждают: комфортабельно, ребята хорошие!
Надежда пошла в академию авиации по стопам отца – предки связаны с авиационной сферой, отец – инженер.
“Точно знала: буду инженером-механиком. У меня склонность что-то делать руками, чинить. Работа в гараже – мое. Поняла, что хочу связать жизнь с авиацией, в академию поступала целенаправленно. Говорят, мужская профессия… Естественно, нагрузка на парней больше, но нет ничего невозможного. Никаких барьеров не ощущаем”, – отметила партнёрша.
Для Дарьи научиться разбираться в деталях самолетов и вертолетов – тоже осознанное решение.
“Хотела связать жизнь с космической промышленностью, но у нас таких специалистов не готовят, – рассказала она. – А что ближе к космосу? Авиация. Потому здесь. Не разочаровалась. Желание есть, учусь. Планирую после выпуска продолжить работать в авиационной сфере. В любой авиакомпании, на аэродроме нужны инженеры. Без них не взлетит самолет. Наше значение очень весомое”.
Познают основы профессии курсанты в том числе в ангаре-лаборатории. Тут представлены разные модели движков, колес, других принципиальных компонент. Заведующий кафедрой технической эксплуатации воздушных судов и движков Антон Рипинский о курсантках отзывается очень тепло: “Старательные. Показывают пример парням! Где не требуется мужская сила, работают наравне. Получают достойные знания, востребованы. Ежегодно в группах по две девушки. Наши выпускницы трудоустраиваются в авиакомпанию “Белавиа”, Департамент по авиации, авиаремонтные заводы. Много курсантов служит в авиации МЧС”. Романтика полетов
Если специальность “техническая эксплуатация воздушных судов и двигателей” огромным спросом пользуется у ребят, специальность “организация воздушного движения” – великолепный разновидность для представительниц красивого пола. Женщины учат летный енглиш язык и фразеологию радиообмена в лингафонном кабинете, отрабатывают практические способности на современном диспетчерском тренажере.
К слову, таковой тренажерный комплекс с уникальным программным обеспечением в академии появился совершенно не так давно. Он способен моделировать любые погодные условия, штатные и ситуации при которых вероятна авария с высочайшей степенью точности. Система голосовой связи открывает широкие способности в имитации действий диспетчеров управления воздушным движением.
“То, чем мы занимаемся, очень интересно! – признались четверокурсницы Ангелина Гордиевская и Алина Слобода. – У нас в группе примерно равное количество парней и девушек. После учебы сможем работать в аэропорту, на предприятии “Белаэронавигация”. Сейчас на занятиях отрабатываем связь диспетчера с пилотом”.
Также в БГАА готовят летчиков. Современный набор – уже 3-ий. К отбору курсантов, посреди которых есть и девушки, подходили серьёзно: готовность к профессии оценивала врачебно-летная экспертная комиссия, абитуриенты сдавали физические нормативы. И во время учебы не плохая физическая форма – непременное условие. Если на других специальностях по физической культуре ставят зачеты, то пилотам – оценки. Украшение факультета
Тонкие, прекрасные курсантки в форме и на каблуках – сейчас данность и для военного факультета. Подменяющий начальника организационно-строевого отдела Петя Кабанович отмечает, что они делают задачки не ужаснее ребят.
“Из 10 еще ни одна не сошла с пути. Значит, осознанно пришли к нам, взвешенно принимали решение о выборе профессии. Девушки – украшение факультета. Строевые элементы предполагают серьезные физические нагрузки, но они их выполняют с природной легкостью”, – отметил Петя Кабанович.
“Наши девчонки боевые. Всегда на передовой: стрелять – “я!”, разобрать автомат – “я!”, песню спеть – снова “я!”, – с юмором добавляет начальник кафедры беспилотных авиационных комплексов и боевого управления Дмитрий Дьяков. – Это первый набор. Учим девушек эксплуатации беспилотных летательных комплексов. Это и управление БПЛА, и дешифрирование, обработка различной информации, настройка радиоканалов и др. А в целом ведем подготовку таких специалистов с 2012 года – первыми в Беларуси к ней приступили. Создавая кафедру, использовали советские наработки и свой опыт в большой авиации, авиамоделировании. Все, что происходит в мире, отслеживаем, корректируем учебные программы. Постоянно совершенствуем и тренажерную, материальную базу. Ребята более выносливые, стрессоустойчивые, а девушки – усидчивые. Работа оператора во многом монотонная, подходит для девушек”.
В числе курсанток – Елизавета Давыденко из города Чаусы Могилевской области. Окончила школу с золотой медалью. Когда выбирала себе профессию, знала, что точно будет военной.
“Но сразу не могла определиться. Когда больше узнала о специальности “технологическая использование беспилотных летных комплексов гос авиации”, подумала: очень интересно, это будущее. Учусь уже семь месяцев, не разочаровалась. Родители поддержали. Ребята, если нужно, стараются помогать. Как и преподаватели. Из предметов сложнее всего дается высшая математика. А самое увлекательное – введение в специальность, военная топография. Стараюсь хорошо учиться”, – поведала девица.
Мирослава Урекий приехала в Минск из Каменца Брестской области. О военном факультете выяснила, когда в прошедшем году попала на февральскую смену в Государственном детском технопарке.
“По направлению “Авиакосмические технологии” занятия проходили на базе академии. Понравились материальная база, преподаватели. У нас дружный коллектив. Сложностей особенных нет, с физической подготовкой справляемся. Кто немного отстает, дают возможность подтянуться”.
Официально
Набор женщин и юношей в БГАА осуществляется на равных правах на все специальности факультета штатской авиации, отделения среднего специального образования (кроме специальности “техническая эксплуатация воздушных судов и двигателей”) и военного факультета (кроме специальности “эксплуатация аэродромов и средств наземного обеспечения полетов”). В основном девицы предпочитают специальность “организация воздушного движения”, в том числе профилизации “организация движения и обеспечение полетов на воздушном транспорте” и “логистика авиационных перевозок”.
Больше смелые идут на специальности “летная эксплуатация воздушных судов гражданской авиации” (авиатор), “техническая эксплуатация воздушных судов и средств наземного обеспечения полетов” (механики, авионики). Не оставляют в стороне и специальность “беспилотные авиационные комплексы”.
На среднем особом образовании предпочитают специальности “техническая эксплуатация авиационного и радиоэлектронного оборудования воздушных судов”, “техническая эксплуатация средств вычислительной техники”.
В целом по академии 26,6% курсантов – девицы. Меньше всего их на военном факультете – 13,4%, больше – на отделении среднего специального образования (31%).
На местности Белорусской гос академии авиации размещены 2-ва общежития, обеденная комната, 5-ь учебных корпусов, учебные аэродромы, стадион, комнаты для занятий спортом и тренажерные залы. За годы учебы, как признаются выпускники, они становятся единой командой людей, влюбленных в небо и авиацию.
Надежда МАТВЕЕВА, Фото Рамиля НАСИБУЛИНА, .
Навигация по записям