“Больше 120 лет стажа на всех”. Витебчанин о труде и династии, при участии которой в городке появился трамвайчик 3

Bolshe 120 let stazha na vseh vitebchanin o trude i dinastii pri uchastii kotoroj v gorode pojavilsja tramvaj 3 12766f2.jpg

Анонсы темы “Репортаж” Знак мужества и отваги. Больше 70 человек заслужили право ношения темного берета Это не измерить средствами. Как серебряные волонтеры из Жодино помогают другим веровать в жизнь Трамвайное депо для Виктора Нестеровича – 2-ой дом уже больше 4 10-ов лет, а что если взять в расчет всю семью, то единый стаж превзойдет 120. Сегодня мастер смены участка каждодневного обслуживания трамвайного депо ОАО “Витебскоблавтотранс” с юношества знает тут каждый уголок и может часы напролет говорить про различные модели вагонов, которые в различные годы перевозили пассажиров по родному Витебску. Одним из водителей был и сам Виктор Ромуальдович. Много фактов он назовет и из истории электротранспорта в городке – его прадед был посреди тех, кто “строил, а затем и запускал тут трамвай”. Витебчанин сказал , почему стал продолжателем династии, каким лицезреет будущее электротранспорта и по этому и спустя годы работа в удовлетворенность.

Сохраняя дело протцов

С Витебским трамваем, которому в этом году исполнится 126 лет, имели дело 5-ь поколений Нестеровичей. “У нас знаете как? Либо отец приводит сына, либо сын приходит к отцу, начиная с моего прапрадеда”, – объясняет мастер смены.Аккуратно он протягивает старенькую фотокарточку, на которой запечатлены основоположник династии – его прапрадед Людвиг Карлович Нестерович и прабабушка Анна Станиславовна. Снимок 130-летней давности сделали в первом в Витебске фотоателье Сигизмунда Юрковского. Собеседник объясняет: его прапрадед строил в городке трамвайный парк, будучи путным рабочим. Вдохновившись его примером и трудолюбием, сюда же позднее пришел его сынок Чеслав Людвигович, спустя некое время – Ромуальд Чеславович, потом – Виктор Ромуальдович и его сынок Вадим. Крайний нынче работает в другой сфере, но, по словам отца, к общему делу любви не утратил.

Все дороги вели в трамвайный парк, либо Выбор очевиден

В школьные годы в будильнике Виктор Нестерович практически не нуждался, шутит он. Дело в том, что дом находился, как и на данный момент, напротив управленческого строения трамвайного парка, а под окнами были рельсы (позднее выезд сделали со стороны пр.Фрунзе у строения УВД Витебского облисполкома). Точно по ним вагончики строго по расписанию с утра выходили на линию и ворачивались в поздние часы.

“Выходишь гулять в скверик – все под боком. Трамваи здесь ведь выходили и заходили. Утром зазвенели – это значит 5.00. Ночью перестали звенеть – 2.00, – вспоминает он. – С детства все это знаешь, видишь. Все разговоры дома об этом. Да и зачем что-то другое искать, если тут уже все предопределено с рождения? Хочешь не хочешь, сюда ноги ведут”. “Как пожарники: случилось – делаем”. Чем занимается команда

Начинал Виктор Нестерович со слесаря в 1982 году, позднее был водителем трамвая, водителем-перегонщиком и сейчас он – мастер смены участка каждодневного обслуживания. В его бригаде всего несколько человек, зона ответственности велика: раз в день на линию выходят 39 вагонов. Любой из их должен быть исправен и подготовлен к перевозке пассажиров.

“Работа наша в основном идет после обеда, когда начинают заходить в парк трамваи, отработавшие одну смену. Проводим осмотр технической части трамвая, выполняем заявки водителей. И так до часу ночи, пока последний трамвайчик не зайдет в 1.12. Ну а с обеда – если вчера или ночью что-то не успели, не смогли доделать (мы же посменно работаем по 12 часов), то мы все восстанавливаем. Например, накануне трамвайчик оставался с неисправностью, теперь поехал на обкатку. Мы как пожарники. Случилось – делаем. Конечно, лучше, чтобы не случалось”, – улыбается мастер смены.Почаще команда делает маленькие заявки водителей. Бывает, фара не пылает либо дверь не станет раскрываться, компостер барахлит. Все это чинят, и уже на последующий денек вагон в строю. “Мы именно аварийная бригада”, – добавляет собеседник. К счастью, делится он, речь в главном идет о стандартных случаях, но раз в год либо пореже может произойти сход с рельс либо поломка пантографа. Это обычно происходит из-за наружных обстоятельств.

“Транспортная промышленность шагнула вперед”. Курс на экологию и удобство

За 10-ки лет в сфере Виктор Нестерович познакомился и исследовал многие типы трамвайных вагонов. Начинал трудиться с РВЗ-6, которые выпускал Рижский вагоностроительный завод, имел дело и с модификацией М2. Один таковой в Витебске еще на ходу и употребляется как туристический.”Вот этот вагон серии “Х” тоже был на ходу, – показывает мастер на бело-голубой экземпляр на постаменте. – На 100-летие трамвая на марш-парад выезжал в город. Он “живой”, еще довоенный, примерно 1936-1938 годов. А сколько фанатов! Люди приезжают из дальних городов России, чтобы именно посмотреть на витебские трамваи. Наш РВЗ на всем постсоветском пространстве единственный остался на ходу. Все стоят на постаментах уже, а на нашем можно прокатиться. Особенно когда работал музей трамвая, во время “Славянского рынка” сюда толпы приходили”.

Парк трамваев продолжает обновляться, что, определенно, веселит, делится мастер смены. Благодаря современным технологиям трудиться стало проще, сам же процесс происходит экологичнее. “И чище, и меньше расходных материалов надо использовать. В основном все электроника решает. Если взять старые вагончики РВЗ, там только одной смазки сколько уходило килограммов на каждый вагон! Отец пришел в парк в 15 или 16 лет, у него была лейка трехлитровая, ходил буксы смазывал – грязная работа, естественно. Помните, когда РВЗ еще по городу ходили, рядом с рельсами на остановках вагоны оставляли такую черную дорожку? Прямо мазут такой: станешь, как в гудрон, – чуть ли не прилипаешь. Сейчас, конечно, этого нет, транспортная промышленность шагнула вперед”, – сообщает Виктор Нестерович.Приятные конфигурации происходят и исходя из убеждений комфорта для водителей, замечает он. Стало проще управлять трамваем, зимой есть возможность погреться, ведь в первых вагонах и печей не было. Водителям выдавали валенки, шинели – так и работали. Нынче в кабине есть охладитель. “Даже если сравнить, на каких трамвайчиках я работал и какие есть сейчас, – небо и земля”, – рассуждает он.

“Все зависит от родителей”. Как заражаются вирусом трудолюбия

Труд для мастера смены – стиль жизни, при этом с рождения. Достойный пример постоянно подавали старшие. Батя, а именно, время от времени брал с собой на работу, поэтапно знакомя сына-подростка с аспектами трамвайного дела. “В школе, класса с 5-6-го, у нас были уроки труда. Научились держать в руках молоток, стамеску, напильник и так далее. Делал как-то терочку маленькую на таком уроке, так на ней стерлась насечка, когда уже моему сыну было лет 10-15. А девочки шили, варили, пекли. Взяться за метлу и пойти убрать школьный двор или еще что-то – никто этим никогда не брезговал и не отнекивался. Был период, когда ковры в доме были модными. Через день-три выносил его на улицу и выбивал – никто не заставлял”, – делится Виктор Нестерович.

Воспитывать усердие, по его воззрению, должна ячейка общества. “Все от родителей зависит, их отношения к своему труду, – добавляет он. – А ребенок же с них считывает и поступает так же”.“В 5 утра выезжаешь – солнышко встает, город еще пустой”. Пару слов о трамвайной романтике

Виктор Нестерович поклонник собственного дела и витебского трамвая – это приметно по тому, с каким энтузиазмом и любовью человек с больше чем 40-летним стажем отзывается о работе. “Есть те, кому можно будет передать ее со спокойной душой”, – утверждает мастер смены. В тонкости трамвайного дела он посвящает младших коллег, истина, сообщает, в главном приходят грамотные люди, которым надо только намекнуть и навести. А при поддержке управления предприятия и профсоюза коллектив непременно будет трудиться на итог.”Если бы время вернуть назад, я бы ничего не поменял. Все равно пришел бы сюда. Сначала было интересно, втянулся, а затем привык, – кратко описывает десятилетия мастер смены. – На линии (водителем) тоже было интересно работать: в 5 утра выезжаешь – солнышко еще встает, город пустой. Потом начинают люди появляться: кто на работу, кто просто по делам. На глазах город растет, видишь: здесь это построили, там – другое, стало красивее. Пассажиры всегда почти одни и те же садились, уже здоровались. Тогда было много фабрик и заводов, куда на работу постоянно ездили одни и те же люди. Семерочка у нас ходила (трамвай) по Фрунзе – ДСК, интервал был 4 минуты, и системы ходили (спаренные вагоны)… Жизнь вторая у меня в этом парке. И с женой познакомился в трамвае – она ездила пассажиркой. Вот уже 39 лет живем душа в душу”.

Евгения АРХИПОВА,
фото создателя,
.