Автобусу – зеленоватый свет. В Минске тестируют систему приоритетного проезда публичного транспорта

Avtobusu zelenyj svet v minske testirujut sistemu prioritetnogo proezda obshhestvennogo transporta b58c3a0.jpg

Анонсы темы “Репортаж” Медведи не отошли от спячки. Минское “Динамо” с победы начало чемпионат Беларуси по футболу Масленица, блин! Как в Любанском районе чучело жгли, да весну зазывали Приоритетную систему проезда публичного транспорта начали испытывать в Минске. На разработку хороших решений ушло без малого 10 лет. По задумке создателей, новинка дозволит публичному транспорту не только лишь догонять упущенный график, да и в перспективе сильно сократить интервалы. По какому принципу работает разработка и когда она воплотится в жизнь – подробности репортер вызнал у заместителя начальника УГАИ ГУВД Мингорисполкома Дениса Ливановича.

Аварийность свалилась, но это не повод расслабляться

Говоря о разработке системы приоритетного проезда публичного транспорта, Денис Ливанович для начала обращается к статистике аварийности в столице за последние годы.  “Опыт любой страны или города показывает: когда аварийность и смертность в ДТП уменьшается до определенного порога, дальнейшие темпы снижения кривой падают. Тем самым появляется необходимость применения новаторских методов. Вообще, если посмотреть статистику за последние 10 лет, аварийность в Минске снизилась в четыре раза. В 2022-м отмечен исторический минимум по погибшим – 20 человек. Годом позже этот показатель вырос до 24 жертв. Безусловно, это немало, человеческую жизнь невозможно оценить. Тем не менее, классическими методами уменьшить данные показатели уже довольно сложно”, – оперирует цифрами замначальника столичной ГАИ.
Когда главные рычаги для понижения аварийности, включая управленческие, автоматические системы, умственные решения себя исчерпали, городские власти (по опыту других государств) прибегают к наименее пользующимся популярностью решениям. “Например, более жестко управляют парковочным пространством, транспортными потоками, ограничивая доступ в определенные городские локации. А еще все больше популяризируют общественный транспорт, что можно назвать положительным инструментом”, – делает акцент внимание Денис Ливанович.

Подход исходя из убеждений популяризации публичного транспорта характерен для густонаселенных городов, в том числе и для Минска. Замначальника ГАИ отмечает: комфортные и резвые автобусы, троллейбусы и трамваи побуждают городских жителей отрешаться от личного транспорта. “Соответственно чем больше людей используют общественный транспорт, тем ниже аварийность. В Минске в целом сказывается как раз такая картина. Чуть более половины минчан для передвижений используют как раз общественный транспорт. Для понимания, сегодня на столичных улицах около 800 тыс. автомобилей. Это очень много”, – сообщает агент ГАИ.

Проездные, принцип 1-й пересадки: как сделать всеобщий транспорт красивее

Исходя из убеждений увеличения эффективности пассажирских перевозок Минск управляется мировым опытом. “Недавно появились единые проездные, которые ощутимо уменьшили количество безбилетников. Городскими властями и другими заинтересованными службами рассматривается возможность реализации концепции одной пересадки. Проще говоря, человек из условной Каменной Горки может добраться до условной Дражни, совершив лишь одну смену автобуса, троллейбуса или трамвая”, – объясняет Денис Ливанович.
В целом, как отметил собеседник, исходя из убеждений развития умственных систем (в социальной, транспортной сфере) в городке в последние десятилетия использовано много положительных решений. Существует отдельная программка по развитию Минска как умного городка. “Более десятка лет мы прорабатываем развитие интеллектуальной транспортной системы в целом и отдельных направлений – подсистем. Многие из них успешно работают”, – добавил собеседник.

Подружили две действенные системы

Одна из этих подсистем работает у ГП “Минсктранс”. Речь о навигации подвижного состава. “В распоряжении ГАИ есть автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД). Проще говоря, почти из 900 светофоров, которые работают в столице, 700 находятся во взаимосвязи, функционируют по определенным алгоритмам. То есть в определенное время суток, в рабочий или выходной день светофоры работают в определенном ритме”, – объясняет Денис Ливанович.
Около 10 годов назад системы решили “подружить”, чтоб обеспечить четкое выполнение графика. На тот миг были несколько видений реализации проекта. Изучался европейский, русский опыт предоставления приоритета публичному транспорту. “В конце концов мы решили пойти по индивидуальному пути. Чтобы дать транспорту приоритет, за границей используют, например, RFID-метки, точки доступа беспроводного интернета, Bluetooth, радиолокационные сенсоры и др. В нашем случае оптимальным вариантом виделась связка двух существующих систем. Проделана огромная, можно даже сказать титаническая работа. Первые результаты, которые мы видим, превосходят всякие ожидания”, – сообщает замначальника столичной ГАИ.

Как работает система приоритета

Как говорит поговорка, все превосходное – легко. Когда автобус, электробус либо трамвайчик отстает от данного графика, он “просит” у системы важнейший проход. За определенное расстояние до светофора (к примеру, 300 метров) всеобщий транспорт в автоматическом режиме подает сигнал. После чего сигнал переключается на разрешающий. “Автобус проехал – цикл работы светофора нормализовывается согласно штатному режиму. Далее программное обеспечение вновь анализирует график. И если транспорту нужно еще раз проехать светофор с приоритетом, система вновь запросит такую возможность. Таким образом, мы приводим в соответствие скорость сообщения и соблюдение графика. В будущем это позволит, в том числе, ощутимо уменьшить интервалы”, – объясняет Денис Ливанович.  
В системе заложены методы и нормализации движения после ее работы и проезда публичного транспорта для минимизации вреда другим тс с оставшихся направлений. Естественно, заложены аспекты. Выстроены ценности меж конкретно публичным транспортом, когда система приоритета ложится в городскую сеть. Есть ранжир по маршрутам исходя из популярности маршрута.

Подменяющий начальника городской ГАИ направил внимание, что работа системы поможет не только лишь повысить известность публичного транспорта, да и решить некие другие задачки. “Алгоритмы позволят снизить количество трафика в отдельных частях города. Не забываем, что благодаря полученной информации повысится качество работы общественного транспорта. В частности, оператор и перевозчик смогут оптимизировать расходы на организацию сообщения и другие”.

Что будет, если повстречаются 2-ва приоритета: задаем неловкие вопросы

От теории – к практике. Направляемся в центр управления и мониторинга дорожного движения Минска. Говоря о системе приоритетного проезда публичного транспорта, шеф отдела технических средств и систем УГАИ ГУВД Мингорисполкома офицер милиции Виталий Сауц отмечает: для интеграции нового инструмента пригодилось около года и работа 10-ов программистов. Система прошла две подготовительные приемки и посторонние оценки эффективности.
“Это новая вещь для Минска и редкая для многих стран. Она будет работать в плотной взаимосвязи с оператором и перевозчиком для обратной связи и совершенствования. У нас в городе есть много выделенных полос для транспорта. Они принесли должную эффективность. Но пассажиропоток растет и необходимы новые решения”, – сообщает профессионал.

Сама система смотрится очень легко. На самом деле, это программка, ядро которой – карта Минска. В нее вбиты имеющиеся маршруты транспорта, светофорные объекты. Любой из их можно отследить в режиме реального времени: дежурный лицезреет автобус, электробус либо трамвайчик.

“В любом мегаполисе все проблемы с точки зрения дорожного движения – это перекрестки, пешеходные переходы, повороты, как налево, так и направо. Если что-то произошло, то вернуться в привычный график общественному транспорту очень тяжело. Система же позволит вернуться в расписание без ущерба дорожному движению”, – сообщает Виталий Сауц.

В то же время стоит осознавать, что ценность сам по для себя будет гибким. Другими словами работа системы не бездумна. “Мы не говорим о том, что на всех светофорах транспорт будет проезжать приоритетно, всегда на зеленый. Система в целом может это сделать. И в будущем, если такой вопрос встанет, то это легко реализовать. Допустим, может случиться такая ситуация, когда на перекрестке встретятся два приоритетных автобуса. В таком случае первым проедет тот, который, по мнению перевозчика, более важен для транспортного сообщения. Приоритет будет предоставляться на проблемных улицах в части движения общественного транспорта. Необходимость предоставления приоритета на том или ином перекрестке будет зависеть и от общих условия движения личного транспорта”, – объясняет шеф отдела.
Пока система работает в тестовом режиме и апробируется на трамвайном движении. “По некоторым маршрутам уже собрали фидбек. В течение месяца мы проведем сравнение по различным показателям, включая время суток, дни недели и прочие нюансы, чтобы получить полную картину. Глобальная наша цель заключается в том, чтобы человек мог пользоваться общественным транспортом быстро и эффективно и понимал: сев на автобус или троллейбус, вместо личного автомобиля, он не опоздает на работу или по делам”, – заключил Виталий Сауц.