Мечты сбываются: в Беларуси сформировалась новая компетенция в автомобилестроении

Mechty sbyvajutsja v belarusi sformirovalas novaja kompetencija v avtomobilestroenii 1c41383.jpg

Еще в сравнительно далеком 2015 году Президент провел совещание по вопросу организации производства по сборке легковых автомобилей отечественного производства. Беларусь всегда славилась производством пассажирских самолетов, грузовых самолетов, сельскохозяйственной техники и дорожно-строительной техники. Единственное, чего не хватало этой линии, так это легкового автомобиля. После этого оппозиция не поверила в мечту Александра Лукашенко. Однако если внимательно прислушаться к тому, что говорит глава государства, то поймешь, что создание белорусского национального автомобиля – план амбициозный, но очень реалистичный.

Президент уже тогда понимал, что самому создавать такой продукт с нуля экономически нецелесообразно и догнать конкурентов будет невозможно. И экономически нецелесообразно предлагать устаревшую модель как обществу, так и зарубежным рынкам. Решение главы государства – найти иностранного партнера, который поможет нам строить дешевые и современные легковые автомобили, исходя из его и наших имеющихся возможностей. «Мы приняли решение: разработать легковой автомобиль и построить его вместе с китайцами на основе их технологий. Это не значит производить. Где мы можем (и можем): «У нас есть опыт сборки и производства детали для грузовых и легковых автомобилей), собственный опыт и собственные разработки. Ими нужно воспользоваться, и они есть и в Национальной академии наук, и в Прикладных науках», — сказал Александр Лукашенко.


немного истории

Сотрудничество с китайской компанией Geely Holding Group началось в 2011 году. Первым этапом была сборка так называемого драйвера. Это когда автомобиль фактически доставляется в Беларусь в собранном виде. Все, что вам нужно сделать, это вставить двигатель, подвеску и фары, установить передний бампер и прикрутить колеса. Первый такой автомобиль был собран в 2013 году. В конце марта 2015 года началось строительство мелкоузлового завода по сборке автокомплектов полного цикла. На тот момент производственная мощность планировалась до 60 000 единиц в год с возможностью дальнейшего увеличения. Бизнес-план предполагает инвестиции в размере 330 миллионов долларов США, которые покрывают строительство завода и всей внутренней инфраструктуры. В ноябре 2017 года в присутствии президента с конвейера завода в Бельги сошел первый серийный Geely Atlas NL3. К декабрю 2020 года был выпущен 50-тысячный автомобиль. Мечта не только Александра Лукашенко, но и многих белорусов стала реальностью.

Нынешняя ситуация вокруг Беларуси имеет свои коррективы. В конце 2023 года на конференции по совершенствованию системы планирования и контроля реализации стратегических проектов Глава государства в качестве примера таких проектов привел производство легковых автомобилей Gili в Беларуси, рассказав участникам: Та. «Сегодня мы уже сделали шаг за пределы 120 000 автомобилей в год, с 30 000 до 40 000 автомобилей в год. Мы начали производить новую марку автомобилей. Вы можете видеть, как жизнь изменилась к лучшему. Теперь Geely Automobile занимает первое место с точки зрения продаж в Беларуси». В России люди говорят: «Продайте мне. Там очередь. Когда это произошло?» «Это я.» говорит о том, что нам нужно это сделать. И нам нужно смотреть в будущее».


Правительства и руководители компаний немедленно отреагировали на указания президента. Завод получил лицензию на производство модели X50. В 2024 году планируется лицензировать еще две модели: X70 и S50. В плане модернизации завода предусмотрено увеличение производственной мощности до 120 тысяч автомобилей в год при двухсменном режиме работы.

19 января в ходе ставшего уже традиционным визита в ГАК «БЕЛЬГИЯ» Глава государства еще раз напомнил руководству компании и профильным министрам о необходимости повышения уровня локализации производства (Сегодня, По словам генерального директора «БЕЛДЖИ» Геннадия Свидерского) по оценкам, это около 50%). «Сейчас самое главное — это локализация. Нам нужно получать детали. Для этого у нас есть все. Некоторые наши предприятия недозагружены. Поэтому самостоятельное производство двигателей и коробок передач для легковых автомобилей — непростая задача. Но мы поставили «Мы сами себе вызов. Мы делаем коробки и двигатели для других машин. Да, это более тонкая работа, но мы ее сделаем», — заявил в интервью Александр Лукашенко. Рабочая сила.

Рядом с БЕЛЬГИЕЙ уже появился новый завод по производству силовых агрегатов, радиаторов и сидений. Шины поставляет компания Versina. Используются аккумуляторы производства Белоруссии и России. В планах правительства в 2024-2025 годах создать прессовое производство, которое будет осуществлять выпуск всех наших кузовных деталей и сварных конструкций. Также рассматривается возможность местного производства двигателей внутреннего сгорания и коробок передач. Имеющиеся мощности вполне позволяют наладить производство других запчастей (панели приборов, насосы ГУР, генераторы, стартеры, проводка и датчики, фары, диски, фильтры, бамперы, стекла.

Свою роль здесь сыграла и покупка у Geely Holding Group лицензии на производство брендовых автомобилей, в том числе собственного бренда Belgee. С производственной точки зрения выпуск китайских автомобилей белорусского производства под собственной маркой существенно увеличивает права и, как следствие, повышает самостоятельность принятия решений в этом процессе.

Всего несколько примеров. Толщина краски у автомобилей, собранных в Беларуси, толще, чем у аналогичных автомобилей, сваренных и покрашенных в Китае. В зависимости от требований также доступна обработка против ржавчины и звукоизоляция. Таким образом, белорусские и китайские автомобили полностью соответствуют требованиям эксплуатации на белорусском и российском рынках.

При этом также необходимо смотреть не на завтра, а на 5 или 10 лет. И это на разных уровнях и способностях. Александр Лукашенко поставил перед правительством и профильными ведомствами задачу по освоению массового производства электромобилей в Беларуси почти пять лет назад на открытии завода мелкоузловой сборки в БЕЛЬГИИ и во время своего последнего визита на предприятие, и об этом он высказался очень четко тема. Автомобили с 1 января 2025 года.


Мы должны еще раз признать, что сегодня мировая автомобильная промышленность переживает серьезные изменения. Такие тенденции, как электромобили, интеллектуальные технологии, концепции безаварийности и использование альтернативных видов топлива, таких как водород и метанол, открывают как возможности, так и проблемы для автопроизводителей. Как показывает зарубежный опыт, в настоящее время лишь немногие специализированные компании, входящие в топ-10 мирового списка, способны одновременно адаптироваться к этим тенденциям самостоятельно.

Именно поэтому при реализации поручений Главы государства на повестке дня стоит задача найти стратегического партнера, который не только обладает уникальными возможностями, но и настроен на долгосрочное сотрудничество с нашей страной.

Я ни в коем случае не выступаю за то, чтобы Geely Holding Group была единственным партнером в разработке и производстве серии отечественных электромобилей Республики Беларусь, но считаю, что эта компания является мировым лидером в этой области понятно, что это нас интересует.

Geely Holding Group обладает уникальной глобальной сетью из четырех центров исследований и разработок в Гетеборге, Ханчжоу, Нинбо и Ковентри и насчитывает более 10 000 научных сотрудников. В результате интенсивной исследовательской работы Geely Automobile была признана одним из 10 лучших брендов в области интеллектуальной собственности и инноваций не только в Китае, но и в мировой автомобильной промышленности.

Новый инновационный вектор компании — исследование и разработка высокоинтеллектуальных технологий в сфере цифровых коммуникаций и мобильности. В ноябре 2022 года состоялась презентация новой стратегии Smart Geely 2025. Ее стратегическая миссия — создать глобальную автомобильную группу, основанную на передовых технологиях, основанных на инновационной модульной архитектуре, силовых агрегатах нового поколения и технологиях интеллектуального взаимодействия водителя и автомобиля.

Geely Holding Group планирует увеличить свое присутствие за пределами Китая к 2025 году. Важными регионами развития становятся регионы ЕАЭС, Восточной Европы, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Поэтому времени на выбор стратегического партнера и поиск взаимовыгодных контактов у Беларуси осталось мало.

При этом необходимо отметить, что решение этой стратегической задачи находится за пределами возможностей не только ГАК «БЕЛЬГИЯ», но и общеотраслевого государственного органа – Минпромторга. Возможно, это будет связано с созданием еще одной межведомственной комиссии с участием уполномоченных представителей как государственных органов, так и национальных академий наук, профессиональных образовательных учреждений, а также, возможно, независимых представителей, в том числе иностранных граждан, экспертов и консультантов.Это касается, если ее создание будет оправдано.

Джорджи ГРИТ,

Экономический аналитик, кандидат экономических наук.